Паровозы заменялись тепло- и электровозами. На электрическую тягу переводились не только участки на главных магистралях СССР, но и значительные по протяженности линии на окраинных дорогах. В связи с происходившими изменениями все более высокие требования стали предъявляться к обслуживающему железные дороги персоналу. Существовавшая система длительных и краткосрочных курсов переподготовки уже не отвечала новым требованиям. Возникла необходимость подготовки инженерно-технических кадров на более высокой научной основе, но без отрыва от производства.
Решить назревшую проблему в короткие сроки дневные железнодорожные вузы не могли. Предложение об открытии специального заочного высшего учебного заведения было подготовлено руководством Министерства путей сообщения и внесено в правительство. 7 марта 1951 г. Председатель Совета министров И.В. Сталин подписал распоряжение № 2849-Р об организации Министерством путей сообщения с 1 апреля 1951 г. Всесоюзного заочного института железнодорожного транспорта.
Одним из основных принципов заочного обучения во ВЗИИТе стало приближение его подразделений к месту жительства и работы студентов. Этот принцип реализовался созданием сети учебно-консультационных пунктов (УКП). Саратовский УКП открылся в 1956 г. Был сделан первый шаг в укреплении практического сотрудничества ВЗИИТа и подготовки специалистов на Приволжской железной дороге.
В октябре 1956 года около 120 студентов-заочников Воронежского филиала были переведены в Саратов для дальнейшего обучения. Первоначально УКП занимал одну комнату в здании Управления железной дороги, а с мая 1957 г. переехал в помещение Саратовской технической школы машинистов локомотивов, в котором находился до 1986 г. УКП не имел своей материальной базы, что создавало большие трудности в организации учебного процесса. Штат его в этот период составлял: 6 преподавателей, секретарь, два методиста. Первым заведующим УКП был назначен работник Управления дороги - инженер-механик К.В. Казимиров, который возглавлял его с момента организации в 1956 году по 1973 включительно. Из года в год рос контингент студентов.
Когда контингент превысил 1000 человек, в Волгограде, Ртищево и Астрахани были организованы самостоятельные УКП. В 1986 году было введено в эксплуатацию специально выстроенное здание в районе станции Саратов-2. УКП расположился там и был преобразован в Саратовский факультет ВЗИИТа, с введенным в его состав Астраханского, Волгоградского и Ртищевского УКП. Коллектив с энтузиазмом взялся за освоение площадей. Ремонт помещений, изготовление стендов, установка оборудования - все выполнялось силами заведующих лабораторий, преподавателей, обслуживающего персонала.
Вспоминает бывший заместитель начальника Приволжской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Валерий Николаевич Никитин:
"На Приволжскую дорогу институт пришел в 1956 году в качестве УКП (учебно-консультационного пункта), размещен был в помещении Саратовской технической школы машинистов, контингент обучающихся составил 120 человек, переведенных из Воронежского УКП. Возглавил УКП потомственный железнодорожник Казимиров Константин Васильевич, который за 17 лет работы значительно расширил объемы подготовки инженерных кадров для дороги, звание выпускника ВЗИИТ стало на дороги таким же привычным, как выпускника РИИЖТ или МИИТ. Вполне естественно, что соседство с ДТШ стало обременительным и УКП переехал, сначала в отдельное помещении, а затем в собственное здание, специально построенное дорогой для института. Этот период жизнедеятельности Саратовского УКП связан с именем Ерохина Евгения Александровича, квалифицированного инженера, вложившего много сил и энергии в развитие материальной базы УКП."
Нельзя не отметить ветеранов, которые работали с начала организации УКП. Это преподаватели Игорь Ильич Шерлин, Нина Матвеевна Русакова, Анна Гурьяновна Жуйкова, Алевтина Аркадьевна Степченкова, методист факультета повышения квалификации (ФПК) В.Е. Семина. Все они внесли большой вклад в развитие УКП и факультета
С 1987 года факультет возглавлял Гуськов Валерий Трофимович.
В середине 1990-х гг. ВЗИИТ получил статус университета и стал именоваться Российским государственным открытым техническим университетом путей сообщения (РГОТУПС).
В 1997 г. по указанию Министерства путей сообщения Саратовский факультет был преобразован в Поволжский филиал Российского государственного открытого технического университета путей сообщения (РГОТУПС).
В 2007 наступил новый этап в развитии Поволжского филиала. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 года №1608-р Поволжский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный открытый технический университет путей сообщения" реорганизован в форме присоединения к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" с образованием на его основе филиала университета с 11.01.2009 в Поволжский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения".
В 2009 году директором Поволжского филиала МИИТ назначен Ладыженский Константин Борисович.
Во исполнение приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31 мая 2011 г. № 242 «О переименовании государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" и его филиалов» филиал переименован в Поволжский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения". Сокращенное наименование филиала осталось прежним – Поволжский филиал МИИТ.
История Поволжского филиала богата прежде всего его выпускниками, которых, за более чем полувековую историю филиала, насчитывается несколько тысяч. Они работают не только на предприятиях транспорта, но и в самых различных отраслях народного хозяйства.
По их отзывам выпускников филиал дает хорошую базу для профессионального роста. Полученные в вузе знания помогают как на инженерных, так и на руководящих должностях.